«Деловая Эстония» 5 августа 2002
В столичной театральной студии Vanalinna на Сакала, 3 открылась выставка графики и живописи эстонского художника и скульптора Рафаэля Арутюньяна, на которой представлено более 230 работ художника за последние пять лет. Здесь интересна каждая работа. Большинство композиций – глубокомысленны и, по словам организатора выставки Арега АРУТЮНЬЯНА, заставляют задуматься.
Рафаэль Арутюньян как самобытный художник сформировался в Эстонии. Здесь он в 1964 году окончил Таллиннский художественный институт, получив специальность скульптора. Он является автором работ, получивших высокую оценку коллег и критики, широкой публики и зарубежных ценителей прекрасного. Несмотря на частые заманчивые предложения, он сознательно не продает свои произведения в частные коллекции.
Всю сознательную жизнь Арутюньян боролся за право быть самим собой, быть личностью в искусстве, бороться за искусство для души, а не для денег. Его дипломная работа – проект фигурного монумента, посвященного жертвам еврейского гетто в Одессе, в свое время вызвала нешуточные споры в экзаменационной комиссии, многие из идей скульптора оказались не воплощенными в жизнь. Для них не было места из-за противоречий с существовавшими официальными стандартами соцреалистического монументального искусства.
В жизни и творчестве Рафаэля АРУТЮНЬЯНА неординарное и нетрадиционное всегда преобладает над обыденным и тривиальным. Искусствовед А. Сидоров сказал о художнике так: «Сложный и многоцветный художественный мир Арутюньяна, где все подвижно и изменчиво, полон внутренней силы. Этот мир способен к метаморфозам через парадоксальные связи, избегая застоявшихся и однозначных форм, строгих ограничений в жанре. Важная эпохальная и в то же время трагическая его тема реализована в сравнительно небольших работах: «Тяжкие годины», «Солнце над гетто», «Предупреждение. Чернобыль». В многоцветной палитре искусства Арутюньяна могут переиначиваться даже привычные связки того или иного цвета мажорной или минорной гаммы. Черный, например, может обозначать волевое, жизнеутверждающее звучание, а полихромно-нарядная раскраска – настроить зрителя на тревожный лад, создать атмосферу беспокойства.
Особенно хотелось бы выделить дар Арутюньяна достигать убедительных художественных результатов в работе с самыми разнообразными материалами и различными искусственными заменителями. Поражает его способность извлекать из любого эрзаца новое, несвойственное естественным породам камня, дерева или металла эстетическое качество, неведомые природе визуальные эффекты, стирая границу между дорогим и подсобным материалом.
Художнику трудно создавать произведения, предназначенные просто украшать и не тревожить достаточно устойчивый быт обывателя, укреплять его чувства стабильности и благополучия.
Мастеру как человеку, находившемуся долгое время в непримиримой оппозиции по отношению к официальной культуре, сегодня нелегко определиться в условиях рыночной коммерческой конъюнктуры, пришедшей на смену конъюнктуре идеологической. И все же Арутюньяна привлекают образы, обращенные к городу и миру, образы в хорошем смысле публицистические, активно воздействующие на широкую зрительскую аудиторию».